В субботу ходили на фестиваль японских короткометражных фильмов TokyoShorts в «35мм». Как обычно, опоздали, поэтому первый ролик Первый контакт / Touch of Mazda посмотреть не успели.
Дальше показывали Шлем / Helmut. Курьер с птицефермы скурпулезно следует инструкции – проверяет свой мотоцикл со всех сторон, при погрузке яиц тщательнейшим образом отмеряет их количество, привязывает их намертво, а потом едет с черепашьей скоростью, соблюдая все правила дорожного движения при езде по полям. То есть объезжает аккуратненько лужи, заезжает в туалет (тут с присущей японцам любовью к подробностям эти самые подробности озвучены), пропускает черепаху, которая идет ему наперерез и так далее. Ну а потом он едет по асфальтированной дорожке под уклон, а навстречу ему выпрыгивает лягуха. И летит наш курьер кувырком, потом долго катится, и, наконец, останавливается и лежит неподвижно. Наверно, он мёртв. И эпитафия – «Шлемы спасают жизнь». Вопрос: Кому? Ответ: Лягушке.
Мыло / Hand Soap. Про этот фильм написано было в буклете, что это «…Рассказы о комплексах и тревогах, подростковых прыщах и злых забавах, одиночестве и странных фантазиях складываются в медленную и волнующую историю взросления», и фильм этот – участник разных там фестивалей, и даже где-то ему дали приз. Ну так вот. На редкость противно смотреть этот фильм, хоть он и анимационный. Камера постоянно дергается, силуэты какие-то расплывчатые, но при этом крупным планом показывают лица, все в прыщах и порах, и кажется, что это опарыши собрались в клубок и шевелятся. Бррр. Никакой высокой идеи этого фильма я не увидела. Ну, показали семью (папа+мама+двое детей, мальчик и девочка), причем самые неприглядные их стороны. Одна давит прыщи, другой спит за ужином, третий рассматривает свои гениталии, купаясь с ванной, а про маму даже не помню. То есть вот просто показали четыре действия, и на этом все. Спрашивается – а зачем? Дальше-то что? Вакаранакатта, короче.
Прости / Forgive. «Близкие подруги делят общее хобби. Над одной из них издеваются в школе, и вторая пытается помочь, но жертва травли от дружеской помощи отказывается.» Общее хобби, видимо, заключается в том, что они иногда после уроков сидят рядом, одна читает мангу, вторая ест конфеты и философствует на тему, что ей и одной хорошо, и никто ей не нужен. Поэтому и конфетой она угостить не может, так как конфетка одна. Дальше показывают, как эту девочку колотят одноклассницы, таскают за волосы и обзывают толстухой. А та покорно все сносит, и даже не защищается. Ее подружка издаля это все наблюдает и переживает, но пока никаких шагов к спасению не делает. Дальше ситуация в раздевалке. Одна девочка-которую-колотят достает свою обувь из шкафчика, а оттуда вываливается целый водопад кнопок. Вторая девочка-которая-подружка украдкой одну кнопку запихивает в обувь в шкафчике с именем главной обидчицы. За что потом, естественно, поколотили первую девочку, и даже окунали ее голову в умывальник с водой (хорошо, не в унитаз) и поливали из шланга. Вторая на этот раз вступилась, но как-то очень уж нерешительно, и сразу убралась восвояси, когда обидчицы попытались переключить своё внимание на нее. А первая девочка в это время как мантру повторяла: «Я одна, мне и одной хорошо.» Тут спрашивается, а что же такое случилось ранее, за что ее так травят? Раза два в фильме показали момент, что она заходит в туалет и рвет дверь в кабинку, и что-то там такое она видит, после чего говорит «Извини» и пятится из туалета… И еще. В школьном коридоре обидчица долго смотрит вслед первой девочке, которая общается со второй…
Мой извращенный мозг сразу же стал подсказывать мне, что это типа любовь… Что кого люблю, того и бью, надо же как-то привлечь внимание. Но все оказалось еще проще. Оказывается, обидчица (тогда еще не обидчица, а просто одноклассница) резала себе вены в туалете, а дверь не заперла. И первая девочка, естественно, из всего туалета (кабинок восемь, наверно) выбрала угадайте, какую, чтобы зайти. Ну и увидела. И весь сыр-бор разгорелся потому, что обидчица боялась, что про это станет известно. И путем пыток и травли пыталась выведать, рассказала ли первая девочка об этом второй. И в итоге выяснилось, что никому она ничего не рассказывала, но не потому, что это ранит кого-то или из высоких моральных побуждений, а просто потому, что считала себя выше остальных – она настолько презирала одноклассниц, что повод резать вены презирала тоже. В общем, в конце фильма в раздевалке состоялось выяснение отношений всех троих, где первая девочка высказала обидчице, какая та слабачка, и как она ее в очередной раз презирает, и говорит, что не простит ее никогда. После чего вторая девочка достает из кармана первой девочки конфеты (их уже целых три), и они их все едят. То есть мир заключен. И, скорее всего, травле конец. Вот такой сюжет.
Но мне понравилось. Тут авторам удалась эта зарисовка – из-за недопонимания случается много всего нелицеприятного, возникают обиды и далее по цепочке, и самый лучший способ все выяснить – это расставить все точки над i. Иногда для этого нужен посредник. И пусть в такой ситуации все неправы и все вели себя некрасиво, но главного они добились. По крайней мере, мне показалось, что создатели хотели сказать именно это.
Дальше. 663114 / 663114. «66-летняя цикада должна вылезти из-под земли, освободиться от панциря, оставить потомство и умереть. Этому циклу цикады следуют тысячелетиями. О том, что произойдет, если нарушить привычный ход вещей, повествует это медленное и страшное кино.» Я выходила в это время из зала, так что не видела сюжет, но подружка сказала, что ничего внятного. Повествование велось на неведомом языке (наверно, языке цикад), и хотя там были надписи на инглише и русские субтитры, что ей показали, она не поняла. Так что передать сюжет не имею возможности.
Женщина, которая бьет землю/ The Woman Who Is Beating The Earth. Описание: «Чихару работает в магазине мясных деликатесов. Там, в задней комнате она отбивает сырое мясо. А дома ее бьет бессердечный бойфренд.» И ходит она поэтому вечно с синяками и с пришибленным видом. А на работе ее товарки сплетничают про ее кареси, раздражение в ней копится, и выливается это все в дикий роковый пассаж, где она играет на ударной установке (палочками по кастрюлям), земля дрожит от низких частот, но тело переполняет адреналин и эмоции, музыка грохочет так, что начинается землетрясение. Потом все стихает – все, она выпустила пар. А с бойфрендом… Достал он ее, и накинулась она на него с кулаками. После чего наступил в их жизни мир и покой… Короче, надо было ей раньше ему навалять, чтобы не зарывался. Бойфренда играл какой-то очень знакомый актер, но не могу вспомнить никак, кто же это… А фильм замечательный. Мне понравился.
Незаметное / Unknown. «Вечер, маленький бар. Тихое позвякивание льда в бокалах. Мужчина замечает, что с пиджака соседки, пьющей коктейль, не снят ярлычок химчистки.» Самый позитивный и развеселый эпизод. Суть его сводится к поговорке «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?». И в конце улыбка на лице невозмутимого обычно бармена… Сразу чувствуется, что и не такое ему приходилось наблюдать. Ехидная такая улыбочка…
Дальше опять была анимация. Глазами свиньи / In A Pig’s Eye. Описание: «Дом. В нем живет семья. Это обычный дом и обычная семья. Не считая того, что на лужайке перед домом лежит свинья, размером с сам дом.» Возможно, если бы мне объяснили, что это было, я бы пересказала, а так начинаю себя чувствовать убогой, потому что фильм этот признан лучшим на нескольких кинофестивалях. Видимо, потому что остальные тоже ничего не поняли. А у нас, чем непонятней, тем круче.
И в конце был очередной ролик «Комфортно. Как рыбе в воде / Fishing Trip». «Mazda создала автомобиль, в котором пассажирам удобно на любой скорости и в любом повороте. Он движется так же плавно, как вода в бутылке.» Очень симпатичный и позитивный ролик.
Информация о фильмах и кадры взяты отсюда www.tokyoshorts.ru/2011/