Упоролась в начале 21-й главы на тему 大日経 и 金剛頂経, заодно нашла следующее. Просто чтобы было под рукой.
МАНДАЛА КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ УЧЕНИЯ
СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА
В. А. Воронкова
читать дальшеСеверный буддизм – это направление Махаяны (Великой Колесни-
цы), в рамках которой сформировались традиции дальневосточного буд-
дизма (школы Китая, Японии, Кореи) и тибетского буддизма, распро-
страненного в Тибете, Непале, Монголии, Бутане и т. д. В северном буд-
дизме особое место занимает буддизм Ваджраяны или тантры. В Китае
он известен под названием мицзяо («тайное учение»), его преемником
стала японская школа Сингон. Ваджраяна базируется на основных по-
ложениях Махаяны, таких как мадхьямака, йогачара, теория татхагата-
гарбхи, но в то же время обладает и рядом нововведений: представление
о изначально пробужденном сознании в живом существе; возможность
просветления в течение одной жизни; особая практика работы с созна-
нием – сразу с бессознательным для преобразования сознания; упор на
сочетание двух аспектов пробуждения (упайя/каруна и праджня); ис-
пользование особо сложных ритуалов и трансперсональных практик.
Мандалу мы определяем, как сакральное графическое изображение,
имеющее вид сходящихся к единому центру вписанных друг в друга кру-
гов и квадратов, и предназначенное для трансформации сознания путем
медитации и визуализации в сознании адепта: адепт выстраивает мандалу
в своем сознании, раскрывая свое сознание и выводя его на уровень нахо-
дящегося в центре мандалы божества. Структура и символы мандалы со-
ответствуют положениям учения и способствуют пробуждению потенци-
альной природы Будды. Проиллюстрируем на примере двух базовых
мандал тайного учения: Ваджрадхату мандале (Мандале Алмазного мира)
и Гарбхадхату мандале (Мандале Чрева великого сострадания).
Мандалы основываются на «Ваджрасекхара сутре» и «Махавайрочана
сутре» соответственно. В текстах объясняется, каким образом можно дос-
тичь просветления через постижение тела Махавайрочаны, а «Алмазный
мир» и «мир Чрева» символизируют две его ипостаси. Главным элементом
двух мандал является образ будды Вайрочаны в качестве центра – аналог
Будды Шакьямуни в тантрическом буддизме. Вайрочана выступает как
дхармакая, духовное проявление, а будда Шакьямуни – как нирманакая,
физическое воплощение. Основное внимание уделяется универсальному
аспекту Будды, более высоким уровням сознания и просветленности. Вай-
рочана выступает как исток: в мандале Алмазного мира – как исток истин-
ной мудрости, в мандале Чрева – как источник семян бодхичитты.
Мандала Чрева – это одна цельная мандала с условным кругом в цен-
тре, вписанным в квадрат. Мандала Алмазного мира – это комплекс из
девяти мандал. Исходя из структуры, мы предполагаем, что мандала Ал-
мазного мира отражает более сложный принцип, состоящий из несколь-
ких аспектов, нежели мандала Чрева, состоящая лишь из одного аспекта.
Аргументом того, что мандалы отличаются по уровню, является движе-
ние внутри них. В мандале Чрева движение к центру отражает постепенное
раскрытие буддовой природы адепта. Движение от центра к периферии
символизирует распространение семени буддовости от Вайрочаны на все
живые существа, потенциальную возможность всех достичь просветления.
В мандале Алмазного мира движение происходит по спирали, начи-
ная либо от центральной мандалы Совершенного тела к мандалам укро-
щения Трех миров, либо наоборот. Таким образом отражается процесс
достижения высшего уровня просветления, возможный в результате
сложных йогичестих практик: требуется не только реализация своей
внутренней бодхичитты, но и осознание единства со всеми мирами, рас-
крытие своего сознания на максимально широком уровне, чтобы быть в
состоянии в итоге слиться с первородным сознанием в лице Вайрочаны
в центральной части мандалы. Однако, чтобы добраться до внутренней
части мандалы, адепту необходимо пройти все ее «внешние» миры и
осознать истину, заключенную в каждой из них. Следовательно, мандалу
Алмазного мира можно отнести к уровню высшего знания, доступного
не каждому адепту школы.
У обеих мандал есть базовый символ, в котором заключена суть уче-
ния. В мандале Алмазного мира это пятиконечная ваджра – активное на-
чало. Ваджра пробивает стену невежества, активно приводя все к поряд-
ку и гармонии. В мандале Чрева – восьмилепестковый лотос, символ
женского пассивного начала, лона (гарбхи), в котором созревают семена
великого сострадания, являющегося основой становления на путь про-
светления и деятельности по спасению других существ. Гарбха – потен-
ция, ваджра – реализация и плод. Поэтому несмотря на то, что мандалы
отражают разные аспекты просветленного состояния, они составляют
единое целое, поскольку обладают единой природой – природой будды
Вайрочаны как олицетворения первородного сознания.
Путем анализа мандал мы выяснили, что в них отражен базовый принцип
Ваджраяны – дуализм пассивного начала в виде великого сострадания и ак-
тивного в виде искореняющей неведение мудрости. Взаимодействие этих
начал приводит к гармонии и реализации подлинной природы вещей. Рабо-
та с мандалами играет ключевую роль в практиках северного буддизма.
Себе шпаргалка
Упоролась в начале 21-й главы на тему 大日経 и 金剛頂経, заодно нашла следующее. Просто чтобы было под рукой.
МАНДАЛА КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ УЧЕНИЯ
СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА
В. А. Воронкова
читать дальше
МАНДАЛА КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ УЧЕНИЯ
СЕВЕРНОГО БУДДИЗМА
В. А. Воронкова
читать дальше