Цитата:
Древние японцы считали, что лицо служит для вежливости, уста могут солгать, руки грешат, и лишь живот не обманет, именно там корень естества, там правда, там глубинная суть. Чуть ниже пупа, в центре тяжести тела, находится магическая точка тандэн. При медитационном сидении — оно называется дзадзэн — нужно не отрывать взгляда от этой точки, и тогда можно достичь просветления. При занятиях боевыми искусствами сэнсэй велит ученикам концентрировать в тандэне энергию и силу духа. Там источник действия, основа истинности. Во время харакири разрез непременно должен проходить через тандэн — ведь распарывая себе живот, человек обнажает свою подлинную суть, выпускает свою душу на свободу.

Различие в западной и японской трактовке живота красноречиво проявляется на уровне идиоматики. По-японски выражение «человек с большим животом» означает «человек широких взглядов». Если у кого-то «нет живота», не радуйтесь за стройность его фигуры, ибо перед вами человек малодушный. «Пощупать кому-то живот» — не фамильярность, это выражение означает «выяснить истинное отношение». «Расколоть живот» значит «проявить откровенность» (ну, это как раз похоже на наше «расколоться»). Если японец сказал, что у вас «толстый живот», это комплимент: стало быть, вы — человек щедрый.

Столь же смешно и нелепо звучит для японца буквальный перевод русских идиом вроде «животики надорвать» (то есть погубить свою хара?!) или рекомендации «слушать ухом, а не брюхом» (как раз хара для проникновенного внимания годится куда больше).

Харакири (или, по китайскому чтению тех же двух иероглифов, сэппуку) просто означает «резать живот».

Никто не знает, сколько самураев за минувшее тысячелетие ушли из жизни этим душераздирающим (по-японски даже в буквальном смысле) способом, самым красивым способом смерти.

Вот японская логическая цепочка.

Смерть — самое красивое, что есть в человеческой жизни.

Самый красивый вид смерти — самоубийство.

Самое красивое из самоубийств — харакири.


Японская традиция, в отличие от христианской, не видит в человеческом теле ничего стыдного, а потому относится к нему с уважением. Считать свое телесное устройство безобразным, с японской точки зрения, просто глупо. Самураю стыдиться нечего: в момент совершения харакири он раскрыт перед миром весь без остатка — и душой, и требухой, неразделимый на составляющие тела и духа и одинаково прекрасный, как снаружи, так и изнутри (см. эпиграф к новелле).

Победа над страхом, болью и преходящестью — это, вероятно, и в самом деле красиво.

«Красота — это страшная и ужасная вещь. Знал ты эту тайну иль нет?»

(Г.Чхартишвили "Писатель и самоубийство")

А здесь можно посмотреть, как в замке Химедзи выглядит место для совершения сэппуку:


@темы: литература, японское

Комментарии
21.12.2011 в 23:22

У тебя всегда такие интересные посты... Зачитываюсь-задумываюсь)) Но все равно, сколько ни думай, а понять их (японцев) трудно и, скорее всего, невозможно.
Как бы я не убеждала себя в том, что «Самый красивый вид смерти — самоубийство» в голове все равно "звенит", что это грех.
21.12.2011 в 23:27

Это не я сказала, это я у Чхартишвили вычитала. Просто мне очень понравилось. А я так умно сказать не умею...
22.12.2011 в 00:06

Как бы я не убеждала себя в том, что «Самый красивый вид смерти — самоубийство» в голове все равно "звенит", что это грех.
Смотря от чего отталкиваться. На протяжении истории отношение к суициду менялось. Например, в ранних греческих государствах оно даже поощрялось. Один из правителей Спарты уморил себя голодом, чтобы сограждане, давшие клятву жить по введенным им законам, жили по ним, пока он не вернется от оракула. Это христианство по мере развития стало вести непримиримую борьбу с самоубийствами, причем не на бескорыстной основе. А если ты вспомнишь раннее христианстсво - то даже в Библии описано аж семь случаев самоубийств, и вовсе они там не порицаются. Самый известный - Самсон, когда он обрушил крышу дома на головы врагов и погиб под обломками вместе с ними. Да что уж говорить - тот же Иисус, он ведь принял смерть ДОБРОВОЛЬНО.
Так что "грех" - весьма условное понятие. А уж в буддизме и индуизме вообще по-иному относятся к смерти. Это в оксидентальной культуре смерть - нечто страшное, внушающее ужас, а здесь - череда перерждений, перевоплощений. Реинкарнация делает суицид бессмысленным, потому что карма вновь поставит человека в ту же ситуацию, как не справившегося. Так что никакой драмы. Будет другая жизнь, будет другой шанс.
А у японцев буддизм претерпел некоторые изменения по сравнению с континентальным, стал жестче, мужественнее и мрачнее. "Самурайское сословие взяло на вооружение ДЗЭН - буддизм прямого действия, и довело его до своего логического завершения: лучший воин - тот, кто не боится смерти; смерти не боится тот, кто не боится верной смерти, самая верная смерть - это не смерть в бою (где можно и уцелеть), а смерть от собственной руки. Стало быть, высший разряд смерти - суицид" (конспект и цитата из Г.Чхартишвили). Ну а самурайский кодекс самоубийств возник, чтобы воины не поубивали себя без остатка... Цитирую дальше: "Если половина человечества в течение многих веков не считала суицид преступлением против Бога, то, может быть, Бог (нравственный закон, природа) самоубийц вовсе не отвергает? Что если наш пресловутый "нравственный закон" - всего лишь отголосок подсознания, которое, как известно, формируется под влиянием взрастившей нас культуры (в данном случае христианской, а стало быть, антисуицидной)? Ведь не может же современный оксидентальный человек, хоть бы даже и исповедующий христианство, быть до такой степени высокомерно-европоцентричным, чтобы признавать истинность только своей веры и только своей нравственной системы?"
22.12.2011 в 00:58

Интересно, буквально на днях мы с Денисом обсуждали эту тему... Но меня, в первую очередь, волновало как люди доходят до этой стадии, что ими движет? Мне трудно такое представить или понять. Что касается "греха", то я так понимаю, это очередная уловка религии держать народ в узде.
23.12.2011 в 14:42

Ну, религия всегда придавала жизни верующего человека разумность и смысл. Типа "я живу не просто так, а ради некоей высшей силы. И если мне плохо, больно и страшно, то это так надо, и я должен терпеть; с меня спросят за то, как я жил." Религиозные запреты всегда влияли на нормы поведения человека, пусть и не очень эффективно. Безусловно, религиозная принадлежность играет важную роль в принятии решения о суициде; но не все религии осуждают суицид, а те, что осуждают, часто непоследовательны в своих обвинениях. Да даже если взять христианство (западное), то в протестанстве уровень самоубивцев сильно больше, чем в католицизме, который зачастую предпочитает "машинальные обряды" общению по душам и "перекладывает ответственность за неудачи с личности на Бога или судьбу". Ну а самая главная причина, по которой церковь непримирима к суициду - нельзя же допустить, чтобы человек ощущал себя хозяином своей жизни. Отсюда и все эти споры по отношению к эвтаназии.
Ну а причины, по которым люди доходят до ручки, бывают разные. Это и нужда, и утрата, и любовь, старость, болезни, безумие, пьянство и наркотики, различные закидоны, а так же те события, благодаря которым "переполнилась чаша", а тут уже может быть все что угодно, вплоть до доносящихся звуков из соседней квартиры. Все зависит от склада человека и его душевной организации...