В пятницу были на балете «Русалочка», который идет в музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко. Композитор – Лера Ауэрбах, хореография, декорации, костюмы, свет – Джон Ноймайер. Для начала приведу краткое содержание событий.

Пролог
Во время морского путешествия Поэт вспоминает свадьбу Эдварда и Генриетты. Слеза медленно стекает по его щеке в море воспоминаний и фантазий.
Действие 1
На морском дне тоска Поэта по Эдварду принимает вид Русалочки, которая видит на поверхности моря корабль и мечтает о мире людей. На борту корабля тренируются матросы. Их капитан – Принц, который сильно похож на Эдварда – абсурдным образом играет в гольф. Случайно перебив мячик через борт, Принц ныряет за ним. Хотя Принц не может видеть Русалочку, она окружает его точно неведомым ароматом. Появляется Морской колдун, и разыгрывается сильнейшая буря. Принц наверняка бы утонул, если бы Русалочка по воле Поэта не спасла его. Русалочка целует Принца.
Звонят колокола. На берегу появляется группа воспитанниц монастыря. Среди них Принцесса, сильно напоминающая Генриетту. Она находит лежащего без сознания Принца и осторожно будит его. Принц думает, что Принцесса спасла его и тут же влюбляется в нее.
В печали и отчаянии Русалочка становится свидетельницей зарождающейся симпатии между Принцем и Принцессой. Ее влечение превращается в сомнение, как в зеркале отражая душу Поэта.
Решение стать женщиной приводит Русалочку к Морскому колдуну. Любовь дает ей смелость просить себе человеческое тело – во что бы то ни стало. Начинается ужасный ритуал. Болезненно происходит превращение. В обмен на свой прекрасный хвост Русалочка получает ноги.
Обнаженной просыпается она на берегу и терпит невыносимые муки от своих первых шагов. Принц находит ее и, испытывая сострадание к непонятному созданию, берет с собой на корабль. Мечта Русалочки, похоже, исполняется.
Среди пассажиров корабля Принц узнает Принцессу. Чем сильнее становится любовь между ними, тем глубже узнает Русалочка человеческое разочарование.
Действие 2
Русалочка непременно хочет быть человеком, но в комнатах на земле она мучается клаустрофобией. Вопреки своим стараниям, в человеческом теле она нелепа и бесформенна. Ее мечты полны морских видений. Она глубоко любит Принца, но ее жажда ответной любви тщетна – сегодня Принц женится на Принцессе. Русалочка должна быть подружкой невесты. Во время праздника появляется Морской колдун как главный герой странного представления. Он дает Русалочке нож и обещает, что, убив Принца, она вернет себе прежний облик и сможет вернуться домой, в глубины моря. Когда гости расходятся, Русалочка сталкивается с Принцем. Но очень скоро становится ясно, что она ни за что не сможет причинить ему зло. Лишь на мгновение, во время прощания, Принц, кажется, чувствует глубину ее страсти. Неужели они поцелуются? Принц внезапно отворачивается от Русалочки и удаляется для первой брачной ночи.
Эпилог
Русалочка снова одна. Ее горе перекликается со страданиями Поэта, каждый покинут дорогим ему человеком. Творец и создание – едины. Любовь Поэта к своей маленькой Русалочке делает ее бессмертной. Точно так же творение Поэта помогает ему обрести бессмертие. Вместе они пускаются на поиски нового мира.




Вообще, о спектакле много говорили, какой он оригинальный, сказочно красивый, что Ноймайер очень достоверно воссоздал мир морских пучин, у актеров нечеловеческая пластика и замечательная техника. Даже говорят, что использовались мотивы японской культуры, например, раскраска и одежды, закрывающие стопы…
А на деле выяснилось, что как раз всех этих балетных премудростей не так уж и много. Первое действие затянуто, и смотреть его откровенно скучно. Музыка замечательная, а на сцене в это время смотреть нечего. Ну, ходит там поэт в тоске по другу, который женится, колышутся морские жители, по палубе гуляет Принц, размахивая клюшкой для гольфа. Оживление вносят только юнги, которые исполняют под музыку «Цыпленок жареный» очень зажигательный танец. Да, еще морской колдун хорош.

Почему-то он сильно выделялся на фоне всего остального подводного мира, и раскрасом, и движениями. Воспитанницы монастыря сильно напомнили сцену из «Небесных ласточек» как одеждами, так и движениями.

Зато второе действие было супер. Здесь сконцентрировалась, видимо, вся энергетика, которой так не хватало первому действию. Сначала Русалочка бьется в четырех стенах, потом свадьба Принца и Принцессы, отчаянье Русалочки и Поэта, ее муки тогда, когда колдун передал ей нож, велев убить Принца… И под конец, убедившись в равнодушии Принца и в том, что все надежды ее тщетны, несчастная Русалочка умирает и вместе с аллегорически скончавшимся Поэтом возносится в Звездное небо…А музыка в это время набирает обороты, гремит, обрушивается на зрителя-слушателя, а потом затихает, одновременно с тем, как зажигаются звезды…Визуальная часть потрясающая.
Конечно, музыка к балету получилась не везде удачной, но в общем и целом у меня претензий нет. Кстати, о том, что голос Русалочки изображался с помощью специального инструмента, я и не знала, пока не прослушала репортаж 1-го канала. Очень интересно.



Еще до спектакля специально перечитала сказку Андерсена, потому что в действующих лицах был указан Поэт, а в тексте что-то я его припомнить не могла. Но оказалось, что Ноймайер специально выдумал этого персонажа, чтобы показать, что происходящее – это душевные муки самого Андерсена, который очень переживал женитьбу своего друга Эдварда Коллина на некоей Генриетте Битерг. Так что основная тема постановки – это любовь и взаимонепонимание трех персонажей – Эдварда, Русалочки и Поэта. Для российского зрителя в интерпретации балета был приглушен отчетливый гомосексуальный мотив оригинала - чувства поэта были обрушены на Русалочку, так что его великая любовь к Принцу осталась лишь в прологе...
Хотя это и для взрослых сказка, в зале было много детей. Уж не знаю, что они там поняли. Будем надеяться, что родители и бабушки-дедушки дадут им пояснения на основе непосредственно сказки Андерсена, а не той истории, которую поведал нам Ноймаейр.
Впрочем, впечатления в общем и целом положительные, только немножко грустно от того, что лишний раз показали трагедию красивой души, запертой в убогом теле, и то, что пустышки и простачки гораздо убедительнее, и именно они и находят свое заурядное счастье.

@темы: театр

Комментарии
25.10.2011 в 10:47

Спасибо большое за такой подробный пересказ)) Впечатлило! Удивительно, как детская сказка может таить в себе столько страстей. А ведь таких случаев немало...
После прочитанного осталось какое-то чувство неудовлетворенности. Тоже самое было со мной в детстве, когда я посмотрела чехословацкий фильм "Русалочка". Наверно тогда я впервые осознала, что даже в сказках не всегда выходит счастливый финал. И от этого было грустно. А по поводу неразделенной любви Андерсена я слышала когда-то, но не придала этому большого значения, думала вранье. Оказалось нет))